2045 год: люди станут как боги По прогнозу известного футуролога Рея Курцвейла, люди скоро поумнеют в миллиарды раз
Рей Курцвейл приобрел всемирную славу выдающегося изобретателя и компьютерного гения, создав сканер, синтезатор речи, системы распознавания текстов и образов. Но после того, как еще в начале 80-х годов прошлого века он предсказал глобальное будущее Интернета, дату проигрыша Каспарова шахматному компьютеру, использование высокоточного оружия в военных конфликтах, Рея стали называть еще и футурологом. А то и пророком.
И вот сейчас Курцвейл предрекает людям скорое преображение. В результате чего они победят все болезни, получат бессмертие и сверхразум, несравненно превосходящий по силе нынешний. Это светлое будущее футуролог называет сингулярностью. И ожидает его к 2045 году. На чем основаны такие прогнозы?
МОЖНО И ВОСКРЕСНУТЬ
Суть идеи: симбиоз с крошечными компьютерами, которые будут вживлены в разные части тела. И в первую очередь в мозг.
— Наш интеллект отойдет от своей изначальной биологической основы, которая его ограничивала, — говорит Курцвейл, — и станет в миллиарды раз мощнее, чем сейчас.
Дело времени, подчеркивает изобретатель, ведь процесс «сращивания» с машинами давно идет. И компьютеры уже стали неотъемлемой частью жизни людей, даже находясь пока вне их тел. Хотя у некоторых они работают непосредственно в головах — считывают нервные импульсы или управляют ими. Эти устройства и так достаточно малы. Но через каких-то 25 лет они станут еще в 100 тысяч раз мельче и в миллиарды раз мощнее. И до симбиоза будет рукой подать. Разум станет безграничным.
— Преображение произойдет не в результате какого-то одного скачка, — говорит Рей. — К нему приведут тысячи шажков. Но с последним мы вдруг осознаем, что живем в совершенно ином мире.
Рей Курцвейл: ученому надо дожить до 97 лет, чтобы узнать, сбылось ли его пророчество.
Футуролог уверяет, что отнюдь не фантазирует. Приводит в пример потрясающее ускорение, наблюдаемое в процессе расшифровки человеческого генома. И свой собственный прогноз по поводу развития Интернета.
— В 80-х годах мне мало кто верил, — вспоминает Рей. — Какая, мол, Всемирная паутина? Когда бюджета всего Пентагона едва хватает, чтобы связать друг с другом несколько тысяч ученых. Но я заметил, что Сеть ежегодно удваивается. И просто рассчитал ее динамику…
Кстати, в эпоху сингулярности Рей намерен «воскресить» своего отца. Нанороботы добудут ДНК из его могилы. Компьютеры в голове Рея отсканируют все воспоминания об отце — на уровне подсознания они могут быть сохранены до мельчайших подробностей. Эту информацию изобретатель догрузит тем, что у него хранится на бумажных или иных носителях — в списках, фотографиях. И получит точную копию — возможно, в электронном виде — эдакого аватара, возможно, в виде робота. А то и живого существа.
— Технологический прогресс ускоряется, — говорит Курцвейл. — И уже нынешний век принесет нам больше открытий, чем десять предыдущих.
КЛУБ БЕССМЕРТНЫХ
Курцвейлу сейчас 61 год. И будет 97, если он доживет до сингулярности. Получится ли? Изобретатель не сомневается. Он вообще не собирается умирать. И даже организовал «Клуб бессмертных» — в него записались миллиардеры из числа тех, которые финансируют полеты частных космических кораблей. Примкнули и видные ученые — биологи, физики, генетики, нанотехнологи, программисты.
Предрекая вожделенный симбиоз, Курцвейл уже сравнивает организм человека с машиной, запрограммированной на определенные действия. Машиной, конечно, сложнейшей, но не настолько, чтобы в ней нельзя было бы разобраться. И понять, почему она ломается. На основе этого Рей и строит свою стратегию, которую называет «мостиками к бессмертию».
Три ближайших «мостика» уже просматриваются. Первый построен из уже существующих таблеток и препаратов, которые имеют хоть какой-то, пусть даже минимальный, омолаживающий эффект. Их обязательно надо пить, мазать, вкалывать, советует Рей.
Второй мостик — генетический. В его фундамент Курцвейл кладет недавние исследования «соклубника» Ричарда Уэйндрача из Университета штата Висконсин. Тот обнаружил, что человеческие ткани изнашиваются с разной скоростью и по разным причинам. А с генами при этом происходят странные вещи: одни, которые десятилетиями были активными, вдруг перестают подавать команды. Другие, наоборот, пробуждаются. Ученые уже близки к тому, чтобы понять, от каких именно генов зависит увядание организма. И определить, какой из органов нуждается в срочном ремонте.
С ремонта начинается третий мостик Курцвейла. По нему пойдут детища нанотехнологов — тысячи нанороботов. Их запустят в людей и обучат самостоятельно воспроизводить самих себя — размножаться, словно вирусы.
Эти умные наноорганизмы буквально заразят людей бессмертием, неустанно ремонтируя поврежденные клетки, включая и выключая гены. А тем временем генетики в тесном союзе с компьютерщиками наконец-то найдут скрытую в ДНК программу, которая управляет старением клеток. И, расшифровав ее, перепрограммируют. На периодическое омоложение. И наступит жизнь вечная — на этом свете, а не только на том.
— Мне нужно всего 20 лет — за это время коллеги проложат недостающие мостики, — говорит Рей. И каждый день съедает по 250 таблеток — микроэлементов, витаминов, веществ, выводящих шлаки, очищающих и расширяющих сосуды, улучшающих пищеварение, повышающих иммунитет.